В ПРОГРАММЕ
СЕМИНАРА
I. Международные принципы делового этикета
• Иерархия старшинства в деловом этикете. Отличие от светского этикета.
• Критерии статуса и респектабельности. Субординация.
• Деловой дресс-код.
• Позиционное общение. Форма обращения: «Вы», «Ты».
• Пространственная организация общения.
• Этикет приветствий – вербальные и невербальные формы (такесические средства).
• Этикет представления и знакомства.
• Визитная карточка.
• Этикет деловой электронной коммуникации.
Деловой этикет и культура внутрикорпоративных коммуникаций
• Знаки корпоративной культуры.
• Имидж профессиональной среды.
• Имидж руководителя. Признаки этикетного статуса.
• Этикет внешнего вида сотрудников.
• Правила коммуникации в системе отношений "сотрудник-сотрудник», "начальник-подчиненный".
• Нормы обращений руководителя к сотрудникам офиса и посетителям.
• Интонация голоса, мимика лица, жесты, позы, походка, осанка.
• Коммуникативные табу.
• "Small Talk": общение с партнерами, коллегами, сотрудниками.
• Практикум этикетного поведения в контексте заданной ситуации.
Искусство вести разговор
• Контекст ситуации. Цель коммуникации. Социальная роль собеседника. Когда не обязательно знакомиться и называть имена.
• Этикет в социальных сетях.
• Этикет телефонного разговора.
• Коммуникативные стадии речевого поведения: встреча, знакомство, беседа, прощание.
• Этикет обсуждения вопроса.
• Правила слушания собеседника.
• Речевые формулы этикета: с чего начать разговор, как продолжить и как завершить.
• Вступление в беседу. Порядок обмена вежливыми репликами. Правило согласия и исключения.
• Правило этикетного реагирования на социальные мифы, легенды, сплетни в разговоре — уважение границ частной жизни, удаленность, завуалированность информации, угадывание, взаимная откровенность и другое.
Этикет неофициальных корпоративных отношений
• Правила реагирования на этикетное событие (благодарение, поздравление, соболезнование).
• Этикет подарков.
• Этикет корпоративных мероприятий в неофициальной обстановке.
II. Столовый этикет
• Этикетные традиции и современные тенденции в культуре застолья.
• Бокалы и их предназначение, сервировка.
• Столовая посуда и приборы.
• Нюансы пользования салфеткой.
• Виды сервировки стола: французский, английский и русский стиль.
• Расположение закусочного, рыбного, столового, десертного, фруктового приборов.
• Сервировка стола для завтрака, обеда, ужина.
• Правила пользования столовыми приборами.
• Основные принципы вкусовых сочетаний в гастрономической культуре.
• Рекомендации по выбору блюд меню. Фудпейринг (foodpairing).
• Правила употребления различных блюд.
• Практикум поведения в заданной этикетной ситуации.
Этикетная практика застолья в ресторане.
• Этикет приглашения в ресторан
• Этикетный повод встречи и критерии выбора ресторана.
• Приглашение в ресторан в контексте этикетной ситуации.
• Дресс-код встречи.
• Этикет ответного реагирования на приглашение.
• Этикет поведения в ресторане
• Правила поведения приглашающей стороны. Роль «хозяина» и «хозяйки» застолья.
• Знакомство и представление гостей.
• Правила рассадки гостей за столом.
• Этикет приглашенного гостя.
• Как сделать заказ «а ля карт» в ресторане.
• Коммуникация с официантами.
• Правила хорошего тона в ресторане: что "можно", что "нельзя".
• Как вести застольные беседы и поддерживать разговор.
• Тосты.
• Завершение застолья.
• Правила расчета в ресторане.
• Выражение благодарности.
• Этикет прощания гостей.
• Трудные этикетные случаи.
III. Светские и деловые приемы
• Понятие приема как формы представительской деятельности
• Прием как собрание приглашенных лиц по специальному поводу.
• Виды приемов (торжественные; официальные; официально-деловые; деловые; в честь какой-либо особы, фирмы или другой организации, знаменательного события).
• Время проведения приема, особенности меню, требования к одежде приглашенных.
• Официальный прием с приглашением гостей согласно их служебному статусу (завтраки, дневные приемы, обеды, балы и послеобеденные приемы).
• Неофициальный прием: приглашение официальных лиц с супругами.
• Этикетные правила организации различных видов застолья (бизнес-завтрак, деловая встреча в ресторане, светский прием, званый обед)
Приемы дневные и вечерние.
• Дневные приемы: «завтрак», «бокал шампанского» («бокал вина»), «чай», «жур - фикс» (фиксированный день).
• Вечерние приемы ( "а-ля фуршет", "коктейль", «обед – буфет» («шведский стол»), "обед-фуршет", «обед» и «ужин»).
• Выбор вида приема, его даты и места проведения в соответствие с характером события и финансовых возможностей.
• Виды приемов по типу обслуживания.
• Приемы без рассадки («бокал шампанского», «шведский стол», "а-ля фуршет", "коктейль", «обед – буфет»).
Особенности проведения приемов без рассадки.
• Этикет приглашения: форма приглашения, его рассылка и правила реакции на полученное приглашение.
• Порядок проведения приема.
• Гостевой этикет на приеме. Соблюдение правил dress-code на официальных мероприятиях .
• Служебный этикет прибытия на прием.
• Тактика этикетного поведения в случае опоздания на прием.
Поведение гостей и хозяев в аванзале, аперитив.
• Правила присутствия на официальном приеме. Этикет светского общения на вечернем приеме.
IV. Гендерный этикет: модели поведения мужчины и женщины
• Гендерные модели поведения и этикет (в классической, неклассической и современной гендерной модели)
• Персональные мифы и личная история.
• Cоциальные роли мужчины и женщины (друзья, сексуальная пара, семейная пара муж и жена, любовники, партнеры по бизнесу, коллеги).
• Этикет знакомства мужчины и женщины. (Типовые этикетные ситуации. Коммуникативные табу.)
• Этикетные модели поведения (дружеские отношения, гендерные границы личного пространства, куртуазный этикет, знаки внимания, комплименты, поведение в конфликтных ситуациях, разбор этикетных ситуаций)
• Гендерные различия в коммуникации (адекватность информации, голосовые интонации, детали разговора, ответное реагирование).
• Особенности деловой коммуникации с учетом гендерных различий.
• Комплименты: речевые формулы, типы высказываний, их уместность, роль в поддержании взаимоотношений. Как избежать неловких ситуаций с комплиментами. Правило реагирования на "лжекомплимент", неуместное высказывание.
• Правила использования приемов “юмор”, “ирония”, “серьезность”.
Трудные случаи этикета и типы поведения
• Ассертивный, пассивный и агрессивный тип поведения.
• Понятие "трудная этикетная ситуация".
• Особенности гендерной коммуникации на работе. Формальные и неформальные отношения.
• Стрессы и управление эмоциональным состоянием.
• Правила критики.
• Правила поведения в конфликтных ситуациях.
• Как не потерять свое "социальное лицо" и сохранить "лицо" собеседника в трудной этикетной ситуации.
• Этикет vs. харассмент.
• Этикет выхода из конфликта. Речевые формулы извинения.
• Этикет примирения.